Мопед Рига 13
Советский мопед «Рига 13» - одна из самых массовых и популярных моделей мопеда, выпущенных на рижском заводе «Саркана Звайгзне» (в переводе – «Красная Звезда»). Этот легкий мопед начали выпускать как замену модели «Рига 11», добавив ряд технических усовершенствований.
По сравнению с «Ригой 11»
13-я модель обладает значительно более совершенными техническими характеристиками.
За счет расположения топливного бака в передней части мопеда полностью исключается возможность обеднения топливной смеси. Объем самого бака был увеличен.
Масса мопеда на 2 килограмма меньше, чем у предшественника, он имеет более совершенный обгонный механизм на заднем тормозе, посадка водителя стала более удобной (за счет более низкого расположения седла), а кроме того, появился небольшой багажник для перевозки грузов массой до 15 килограмм.
Двигатель модели Д-8 был также более совершенен, нежели его предшественник. Он обеспечивал хороший свет фары, а установка высоковольтного трансформатора позволила решить актуальную проблему частых затруднений с катушкой зажигания.
Проблемы:
Хотя полностью устранить проблемы зажигания в этой модели разработчикам все-таки не удалось – зажигание достаточно часто сбивалось, кроме того, владельцы-новички часто выставляли его неправильно. Кроме того, существовала проблема текстолитового материала, который часто стирался от соприкосновения с юбкой магнита.
Как любая техника, мопед «Рига 13» имеет свои особенности эксплуатации. Управление мопедом осуществляется с помощью двух ручек – ручкой управления муфтой сцепления и ручкой управления дросселем карбюратора.
Коробка передач на мопед не устанавливалась. Двигатель, как правило, запускают во время движения с помощью вращения педалей, однако возможен пуск и на месте. При этом педали мопеда вращают, удерживая заднее колесо в воздухе. Перед опусканием колеса на землю необходимо выключить муфту сцепления.
Двигатель работает на топливной смеси бензина А-72 или А-76 с маслом М-8А, М-8Б, М-8В. В период обкатки двигателя соотношение бензина и масла должно быть 15:1, для уже обкатанного двигателя – 25:1. При эксплуатации двигателя на бензине без масла двигатель немедленно выходит из строя.
Работоспособность:
Для достижения надежности работы двигателя его следует обкатать, причем пробег должен составлять около 250-300 километров. В период обкатки необходимо соблюдать несколько правил:
необходимо поддерживать скорость в диапазоне от 12 до 30 км в час
не стоит ездить по тяжелым дорогам, долгим подъемам или песку, чтобы не перегружать двигатель наибольшая эффективность и экономичность расхода топлива наблюдается при
скорости мопеда в 25-30 км в час
на мопеде с обкатанным двигателем нужно ездить со скоростью не ниже 10 км в час.
Если учитывать все эти особенности, мопед «Рига 13» является одной из самых надежных и удобных моделей. Мопед выпускался до 1998 года, когда рижский завод был закрыт, и считается одним из самых популярных советских мопедов.